Нематериальная мотивация персонала на примере некоммерческих организаций

Каждый день миллионы людей во всём мире тратят своё свободное время, работая на организации, которые не платят им ни копейки за переработку, некоторые из них занимаются этим годами. Многие из них, скорее всего, не чувствуют себя обязанными перед кем-то выполнять такую работу – но всё равно это делают. Почему?

Если существуют организации, способные привлекать, удерживать и мотивировать работников, не предлагая им денежного вознаграждения, то должны быть способы, как твоё предприятие может делать то же самое – не тратя дополнительных средств сверх обычной зарплаты.

Проявляй гибкость

Благотворительные и некоммерческие организации нуждаются в своих волонтёрах больше, чем те нуждаются в них. Именно поэтому – в большинстве случаев – они готовы приложить все усилия, чтобы учесть расписание и потребности работающих на них добровольцев. Если волонтёр не может помогать по выходным, организации не исключают его из своих списков. Они находят выходы из ситуаций, и это стимулирует любого добровольца продолжать работу.

То, что ты платишь кому-то зарплату, не означает, что всё должно быть совсем по-другому. Возможность работать из дома, составлять своё расписание или даже отказаться от формальной политики отпусков может стать важным способом создать удобную и привлекательную рабочую обстановку, свидетельствующую о заботе о людях.

Хвали и поощряй за хорошую работу

Благотворительные организации не могут платить своим работникам деньги, поэтому им нужно находить другие способы вознаграждения.

Например, они платят добрыми словами. Публичное признание и похвала за хорошо сделанную работу помогают людям чувствовать себя нужными, и вероятность того, что они захотят заняться бесплатной работой в дальнейшем – возрастает.

К сожалению, многие менеджеры и владельцы компаний считают, что зарплата является достаточным вознаграждением. Но они забывают, что хороший работник может получать зарплату и в любом другом месте, например, у одного из конкурентов. Если ты хочешь создать культуру предприятия, повышающую у персонала мотивацию и лояльность, добавь слова похвалы и признания заслуг в следующую информационную рассылку или на собрании сотрудников. Это эффективно и абсолютно бесплатно.

Отступи от иерархии

Хотя во многих организациях, работающих с добровольцами, обычно есть руководитель, его вряд ли увидишь следящим за каждым шагом волонтёров и требующим отчётов о продажах или o ходе продвижения проекта. В действительности у подобных организаций не так уж много управленческих ресурсов, поэтому они могут предоставлять своим волонтёрам свободу действий.

Мотивация сотрудника

Попробуй занять место наблюдателя в ходе следующего проекта. Дай своим сотрудникам возможность научиться самим управлять работой и достигать целей общими усилиями. Ты можешь увидеть, что многие из них начнут чувствовать себя намного более вовлечёнными и заинтересованными в успехе проекта, а также ощущать ответственность, свободу и значимость, которые станут сами по себе вознаграждением.

Объединяй всех общей целью

Благотворительные организации знают, для чего они были созданы, а работающие в них добровольцы понимают, в чём заключается их вклад. Их объединяет ясная конечная цель: например, обеспечить возможность получать образование, доступ к чистой воде или предотвратить жестокое обращение с животными. Благодаря этой общей цели добровольцы могут найти мотивацию и вдохновение посвятить себя любому виду работы: даже запечатывание конвертов может ощущаться как вклад на благо доброго дела.

Цель коммерческих организаций не всегда так ясно определена. Конечно, компании зарабатывают деньги. Но это не означает, что у них не может быть чёткой цели помимо получения дохода. Facebook объединяет людей, Apple делает технологии легкодоступными, а L’Oreal помогает людям чувствовать себя красивыми. Если ты можешь сформулировать цель своего предприятия и объяснить её своей команде так, чтобы она придала их работе настоящее значение, они будут более мотивированы и вовлечены, чем если бы они просто оформляли обычные счета или обзванивали клиентов.

Поощряй эффективное общение

Благотворительные организации поощряют открытую и честную коммуникацию, не боясь того, что конкуренты получат доступ к важной информации и страха сотрудников потерять работу. Работники самых разных уровней гораздо чаще разговаривают на повседневные темы, и потребность прибегать к обману или строить интриги намного меньше. Это означает, что прочное и честное сотрудничество развивается более естественно на всех уровнях организации, а вероятность услышать и принять предложения и конструктивную критику возрастает.

Весёлый персонал в офисе

Делай всё возможное, чтобы создать атмосферу продуктивного диалога и обсуждения. Позволяй подвергать сомнению уже существующие правила, и активно поощряй появление новых идей и высказывание разных точек зрения. Открытые возможности для инноваций, творчества и нестандартных решений, а также рабочая обстановка, где люди свободно общаются, помогают укрепить доверие и выстроить прочные связи между сотрудниками, что создаёт более привлекательную корпоративную культуру.

Отбрось формальности

В работе волонтёра обычно не требуется костюм или галстук. И в наше время множество компаний обходятся без них, не теряя продуктивности и профессионализма.

Офисный дресс-код

Если ты не можешь позволить себе полностью отменить дресс-код, ты можешь, по крайней мере, попробовать ввести «неформальные пятницы». Поставь пару диванов или кресел-мешков в офисе, поощряй дружеские беседы и позволь включить музыку во время работы. Всё, что помогает сотрудникам забыть, что они на работе, может заставить их остаться в компании дольше.

Не перегружай работой

Любой, кто управляет работой волонтёров, знает, что их доверием нельзя злоупотреблять. Как только волонтёры чувствуют, что ими пользуются или перегружают работой, они могут просто собрать вещи и уйти. Они работают в своё свободное время, без связывающих обязательств. К тому же им не требуется любыми путями сохранить работу из страха неоплаченных счетов или квартплаты.

Но не считай, что это не касается твоих сотрудников. И хотя, скорее всего, они и не могут уволиться в любую минуту, будь уверен, что перегруженные работники начнут чувствовать недовольство и даже искать возможности в другом месте. Если ты думаешь, что зарплаты будет достаточно, чтобы заставить их работать при любых обстоятельствах, пересмотри своё мнение.


Некоторым недальновидным предпринимателям трудно поверить, что они могут научиться чему-то важному у некоммерческих организаций. Однако если последние в состоянии привлекать мотивированный и лояльный персонал, не предлагая им обычных льгот и выплат, то, возможно, стоит избавиться от этого стереотипа.


По теме: