Начинающему предпринимателю

Начинающему предпринимателю

Планируешь открыть собственное дело? Отличная идея! Эти 12 советов придутся как нельзя кстати.

1. Отбрось прочь сомнения

Человеку свойственны сомнения. Мысли о целесообразности задуманного посещают каждого начинающего предпринимателя. Особенно если после череды удач наступают трудные времена. Так что не переживай, ты такой не один. Если ты чувствуешь, что на верном пути – продолжай идти вперёд. Не позволяй никому себя остановить. Впрочем, на чью-то помощь тоже рассчитывать не стоит. Полагайся только на свои силы.

2. Будь честным с самим собой

Это правило актуально при любых обстоятельствах. Тешить себя иллюзиями очень даже приятно. А когда тебя в этом поддерживают – приятно вдвойне. Настало время снять розовые очки. Трезво оцени свои шансы на успех. Взвесь все за и против. Если при тщательном анализе в твоих планах не находится изъянов, значит, они действительно хороши.

3. Не пытайся объять необъятное

Тебе почти наверняка захочется развернуть масштабную деятельность, и в этом ты не одинок. Большинство начинающих предпринимателей пытается объять необъятное. Разумеется, ничего путного у них не выходит. Такая тактика ведения бизнеса ошибочна. Ты должен сосредоточить все усилия на одном определённом деле. Главное – добиться высоких показателей качества. А распыляться незачем.

4. Научись делегировать полномочия

Обычно представители малого бизнеса являются превосходными специалистами в своём деле. Логично, когда пекарню открывает булочник, а ателье – портной. Тебе становится всё сложнее вести дела в одиночку? Значит, настало время нанять помощников. Возможно, тебе удастся найти таких же классных специалистов, как ты сам. Но это редкая удача. Чувствуешь, что работники до твоего уровня не дотягивают? Обучи их. Если случай безнадёжный – уволь и найди других. Главное, не пытайся сам выполнять их обязанности. Несомненно, ты справишься быстрее и лучше. Но в итоге надорвёшься.

Полезный совет: обязательно прочитай книгу Майкла Гербера «Малый бизнес. От иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства». Из неё ты узнаешь, как сделать свой бизнес эффективнее.

5. Не бойся менять тактику ведения бизнеса

Известный предприниматель Стив Бланк сказал: «Ни один бизнес-план не выдерживает первого столкновения с реальностью». Вспомни историю успеха крупных концернов. Компания Nintendo на заре своей деятельности выпускала игральные карты. Фейсбук изначально предназначался только для студентов Гарварда. Изменение направления деятельности вовсе не говорит о твоей несостоятельности. Просто иногда нужно скорректировать курс, чтобы найти свою идеальную нишу. Главное – сделать это своевременно. И, разумеется, этим не злоупотреблять.

Советы начинающему предпринимателю

6. Не сочетай несочетаемое

Бизнес-идеи в целом можно комбинировать, но с умом. Например, можно открыть ресторан, в котором по вечерам будут проходить юмористические шоу. Он с большей вероятностью окупится. Но ресторан, в котором оказывают консультационные услуги по вопросам управления, вряд ли станет коммерчески успешным проектом. Сосредоточься на реализации основной бизнес-идеи и скажи нет всему остальному.

7. Продавай продукт, который нравится или в котором нуждаются

Это залог успешного бизнеса. Убедись, что реализуемый тобой продукт необходим. Или способен понравиться. Совместить два в одном вряд ли удастся. Например, программа, предназначенная для автоматизации действий на предприятии, вряд ли пользуется пылкой всенародной любовью. Но в ней нуждаются. А вот косметику, парфюмерию и украшения выбирают по принципу «нравится-не нравится».

8. Поставь себя на место инвестора

Представь себя человеком, у которого много денег, но мало времени. Допустим, вы встретились. Попытайся уговорить его инвестировать средства в твой проект. Как ты думаешь, приводимые тобой доводы звучат убедительно? Будь честным с самим собой и посмотри правде в глаза. Поверь – иметь бизнес, который не сулит сверхприбыль, не зазорно. Вот только мало начинающих предпринимателей так считает.

9. Берись за дело с энтузиазмом

Настоящая страсть заразительна. Человек, горячо увлечённый своей идеей, способен увлечь ею других. Энтузиазм даст тебе необходимую энергию и поможет не опустить руки в случае неудачи. А если ты строишь бизнес, к которому не лежит душа, – дело обречено на провал. Однажды утром ты проснёшься с мыслью: «Зачем я вообще всё это затеял?»

10. Веди маркетинговую деятельность правильно

Маркетинг не должен менять людские предпочтения. Твоя задача состоит не в том, чтобы убедить потребителей приобрести то, что ты предлагаешь. Нужно, чтобы они поняли, что без твоего продукта им не обойтись. Помоги им это осознать.

11. Не экономь там, где не надо

Логотип, слоган и веб-сайт крайне важны. От производимого ими впечатления зависит дальнейший успех. Это единственный способ рассказать о твоём продукте в твоё отсутствие. Если твой бизнес предполагает непосредственные встречи с клиентами, добавь в этот список визитки. Если тебе нужна профессиональная помощь, обратись за ней. Не поддавайся искушению привлечь племянника-подростка, который обещает тебе «забацать супер-мега сайт». И тем более не пытайся креативить самостоятельно. Это похоже на попытку защитить самого себя в суде, отказавшись от услуг адвоката. Последствия будут столь же плачевными.

Создание сайта

Тебе не нужно вкладывать в продвижение целое состояние. Выдвигай простые требования и делай ставку на качество, а не на количество. А вот о фирменных бланках, поздравительных карточках и прочей мишуре забудь. По крайней мере, до тех пор, пока бизнес не начнёт приносить доход.

12. Вложись в рекламу

Реклама – это налог, который приходится платить за неприметность. Хорошая идея служит ключом к успеху. Нужный продукт легко продавать, поскольку он широко востребован. Чем больше усилий тебе приходится затрачивать на рекламу, тем больше твоя идея нуждается в доработке. Есть два решения: упростить задачу или полностью сменить тактику. Не иди по пути усложнения – он тупиковый.

Полезный совет: прочитай книги «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови и «Сам себе MBA. Самообразование на 100%» Джоша Кауфмана. Путь начинающего предпринимателя непрост. Переняв опыт тех, кто успешно прошёл его до тебя, ты избежишь многих распространённых ошибок и избавишь себя от ненужного стресса.