Журнал Playboy в СССР и России

PLAYBOY

В России журнал Playboy начал издаваться в июне 1995-го, и его обложка была верхом целомудрия. Вместо обнажённой красотки – медаль с ушастым зайчиком, как будто это издание для детей-дошкольников.

Россия девяностых – это миллионы граждан, которые вдруг узнали о радостях жизни, совершенно до этого недоступных. Секс, ночные клубы и стриптиз, эротика и даже порнография.

Без одежды снимаются все публичные персоны, которым не стыдно за собственное тело. Спортсменки, известности эстрады, телеведущие и просто девушки богатых мужчин, которым уж очень хочется показать себя миру.

Символ свободы

Первой советской девушкой, которая попала на обложку американского «Плейбоя», была актриса Наталья Негода. До распада Советского Союза остаётся лишь пара лет, и у нас на киноэкраны выходит «Маленькая Вера».

Playboy - май 1989 из России с любовью: Негода Наталья Игоревна
Playboy – май 1989 «Из России с любовью»: Негода Наталья Игоревна

В конце восьмидесятых ветром перемен надуло неслыханные для граждан вещи. Повсюду открылись видеосалоны, где можно было посмотреть эротические фильмы. Выходит первый выпуск легендарной газеты «СПИД-инфо», заголовки и фотоколлажи которой говорят про это на простом, народном языке. Все интимные вещи издание называет своими именами, публикует фото обнажённых женщин без всякой ретуши и желания сделать их красивее. Все истории якобы из жизни. Такой откровенности Советский Союз никогда не видел.

28 июня 1986-го случилось историческое событие – телемост между женщинами Ленинграда и Бостона. Американки выглядели, как обычно, будто поехали в супермаркет за продуктами. А наши женщины восприняли съёмки программы, как главный выход в жизни. Причёски, духи, лучшие наряды.

Участница телемоста Людмила Иванова была замужем четыре раза, зажатой женщиной себя никогда не считала. Однако она вошла в историю, как автор фразы, потрясшей весь мир: «Секса у нас нет». За прошедшие десятилетия Иванова много раз объясняла, что на самом деле случилось тогда в телестудии. Полностью фраза звучала так: «У нас нет секса, у нас есть любовь». Однако вторую часть фразы вырезал режиссёр.

Но и в середине восьмидесятых, и в семидесятых, и раньше секс в СССР был. Интимная жизнь советских граждан кипела, несмотря на все установки партии и правительства.

В 1995-ом в Москву приехал Билл Клинтон, президент США. Встречи с Ельциным, выступление с лекцией в МГУ. Клинтон много говорит о правах человека, живо интересуется нашей прессой, а присутствие в киосках «Плейбоя» считает исторической вехой на пути России к демократии.

Американские издатели сначала снабжают русский Playboy импортными красотками. Первые пять девушек месяца родом из Голландии и США. Россия знакомится с силиконовым бюстом Памелы Андерсон. Наши мужчины с удовольствием разглядывают заморских красавиц, но всё это какое-то чужое, неродное, о чём и помечтать нельзя.

Редакция «Плейбоя» проводит масштабный конкурс и из тысяч заявок выбирает ту, что прислала Мария Тарасевич, солистка оркестра под управлением А. Кролла. И она становится первой русской playlady.

С точки зрения американских экспертов, сексуальность – это большая грудь. В Америке в то время бум пластической хирургии. Наша Маша им кажется плоской и некрасивой. Но именно тогда русский «Плейбой» заявил об особенном национальном формате. Первые годы он печатает фото исключительно натуральных девушек.

Первый выпуск «Плейбоя» вышел в 1953 году, и на его обложке была главный секс-символ Америки – Мэрилин Монро. Тираж издания был всего 70000, и его основатель Хью Хефнер сомневался, что наскребёт денег на выпуск №2.

PLAYBOY 1953 год
Playboy – 1953 «Первый выпуск»: Мэрилин Монро.

Мы в 53-ем похоронили Сталина, и миллионы плохо одетых и забитых граждан испытывали от кончины вождя народов искреннюю боль и растерянность. Что будет дальше? Хрущёв ужесточит наказание за распространение порнографии, к которой, в его понимании, относились даже иностранные журналы мод, не говоря уже о «Плейбое». Минимум десять лет строгого режима.

Но Хрущёв не знал, что сам был героем «порнографического» журнала. Ведь Playboy не только печатал фото красивых девушек, но и откликался на все важные события политики и культуры. Поэтому он не мог пройти мимо сцены с ботинком на заседании Ассамблеи ООН.

В 1963 году в столице СССР открылся III Международный кинофестиваль. Приехали Жан Маре и Федерико Феллини. Событие для Москвы грандиозное. Три балерины Большого театра оказались в гуще кинематографической тусовки и дали разрешение сфотографировать себя американскому фотографу. Никаким подвохом не пахло.

Однако вскоре наши скромные артистки оказались на страницах американского «Плейбоя». Ксения Рябинкина была в белых штанах и бюстгальтере. Её сестра Елена и вовсе без него. Плюс звезда балета из Ашхабада Сталина Азаматова. Тут уж откровенность снимков просто сбивала с ног.

В 1964 году очередной номер американского эротического журнала Playboy расходится за пару дней. Печатают дополнительный тираж. На обложке актриса из Чехословакии Ольга Шоберова. Подпись внизу обещает, что внутри читатель увидит откровенные снимки и других красавец из-за железного занавеса.

Ольга Шоберова в Playboy

Милые, открытые, полуобнажённые и абсолютно голые. Западному читателю удалось хорошо рассмотреть балерин Большого: Елену Матвееву, сестёр Рябинкиных, Сталину Азаматову, а также актрису из Латвийской ССР Иеву Мурниеце и еще несколько советских девушек разных профессий.

Балетом Советский Союз гордился и по праву занимал в этой сфере лидирующее место. Но получилось так, что в 64 году наши балерины угодили в глянцевый символ американского разврата. Кроме того, эти артистки служили в главном театре страны и лучшей труппе мира, что было вершиной жизненного успеха. А тут такой скандал.

Сёстры Рябинкины были воспитаны в лучших традициях интеллигентных московских семей. Плюс незыблемая советская мораль, которую вбивали комсомол, профсоюз, наши кино и пресса. О «Плейбое» у нас мало кто знал. Советские журналы публиковали снимки очень скромных женщин, у которых все мысли исключительно о труде. Сначала на заводе, а потом ещё вторая смена дома – в борьбе за счастье большой семьи.

Как американцам удалось заполучить фото голых советских балерин? Фотомонтаж, когда к чужим телам прикрепили фото наших красавиц? Просто лживые подписи под снимками? Наши балерины утверждают, что в голом виде для «Плейбоя» не снимались. Прошло больше полувека, и правды уже не найти. Но медвежью услугу они нашим артисткам оказали большую.

Обнаженку в массы

Латышская актриса Иева Мурниеце работала в Лиепайском театре драмы и в начале шестидесятых делала первые шаги в кино. Роли роковых красоток ей не предлагали, ценили за чистый взгляд и скромность. Фотография в американском «Плейбое» демонстрирует девушку без всяких комплексов. Такой актрису на Родине не знали.

Обнажение для широкой американской аудитории могло стоить советской актрисе очень дорого. Увольнение из театра, запрет на съёмки в кино, вселенский позор. К счастью, в Латвийской ССР об этой фотосессии никто не узнал.

Ни о чём не жалеет только чешская актриса Ольга Шоберова. На обложке «Плейбоя» она с причёской и макияжем, как у Брижит Бардо. И эти откровенные фото стали для неё путевкой в другую жизнь. После фотосессии в чёрном свитере Ольгу уговорили раздеться, и фотографы очень долго не могли добиться от неё расслабленной позы и приветливого выражения лица. Актриса была чудовищно зажата.

Ей попросту было страшно. Но страх она преодолела. И не зря. Её фотографии увидели западные продюсеры, которые помогли ей вырваться из-за железного занавеса. Актриса переехала в Италию, подписала выгодный контракт и стала сниматься в кино под псевдонимом Олинка Берова.

Olinka Berova
Olinka Berova

Лёля Турубара была очень популярной телеведущей в конце девяностых. Она вела программу «Вести в 11», где все герои давали ей интервью на крыше. Передача имела грандиозный успех. Турубара тоже.

Своими снимками в «Плейбое», которые были сделаны в тот период, телеведущая крайне недовольна. Нравится ей только одна фотография, где она лежит на постели. Всё остальное, считает Лёля, пошло и некрасиво.

Красивых девушек в нашей стране всегда было много, а вот профессиональных фотографов, которые могли бы заснять девушку в плейбойском ключе, на тот момент у нас вообще не было.

Артемий Троицкий, первый главред «Плейбоя» в России.

Многие фотографы в первых выпусках русского «Плейбоя» ужасно далеки от понятий «гламур», «изящная красота», «мечта». Наши фотографы только учатся ставить свет и создавать атмосферу, модели все неопытные, но главное, это примитивный фотошоп. До настоящего глянца, когда ничего своего у красоток нет, ещё далеко.

Лайма Вайкуле была уверена в своей красоте и согласна обнажиться для русского «Плейбоя». Главный редактор Троицкий был в восторге, ведь звезда такого статуса – невероятная удача для журнала. Но Вайкуле не хотела многочасовых мучений с неопытными отечественными эротическими фотографами и предоставила список фотохудожников мирового уровня. Но издание не могло себе позволить выплачивать такие гонорары иностранным профессионалам, поэтому фотосессия Вайкуле не состоялась.

Первой нашей девушкой на обложке российского «Плейбоя» была спортсменка Иоланда Чен. Чтобы фото получились достойными, её возили в Голландию. А фотосессия Алёны Свиридовой прошла на Сейшельских островах, и певица впервые оказалась на таком красивом заграничном курорте, да ещё за чужой счет. Случилось это осенью 99-го. Она открыла пикантные и комичные детали этой съёмки. Например, чтобы грудь смотрелась более выигрышно, в лифчик пришлось засунуть чулки.

Алёна Свиридова
Алёна Свиридова

Свиридова выгодно отличалась от всех конкуренток по шоу-бизнесу тех времен. К прекрасной фигуре прилагался хороший голос, стильность, вкус. Фотосессии в эротическом журнале от неё никто не ждал. Главный редактор придумал, что певица будет изображать девушку Джеймса Бонда, которая и сама не промах – разберется с любыми врагами. Очарует, а если не получится – пристрелит. Сюжет всем нравился, но модель ужасно переживала. Всё никак не могла убедить себя, что она настоящая секс-бомба.

К счастью, фотограф был хорошо знаком с певицей, и постепенно ей удалось расслабиться – в основном, конечно, благодаря шампанскому. Выпито было много. После этого Свиридова сама предложила сняться без трусиков.

А Наталья Ветлицкая, объект мечтаний простых работяг и новоявленных олигархов, снимать бельё отказалась. Лёля Турубара на обнажёнку не решилась тоже. За съёмки она получила $4000, но заработала бы 8000, если бы согласилась сниматься голой.

Но это редкий случай, когда девушке за фотосессию в стиле ню хорошо заплатили. Как правило, наши певицы и телеведущие соглашались делать это совершенно бесплатно. Более того, их продюсеры или так называемые «папики» часто за это платят журналу деньги – для пиара.

В девяностые на обложки американского «Плейбоя» попадают знаменитости мирового уровня: мегапопулярные актрисы, супермодели. Их снимки вошли в историю мировой фотографии и признаны высоким искусством. У нас же это Инга Дроздова, которую сейчас никто и не помнит, и всевозможные девичьи коллективы: «Блестящие», «Сливки», «Стрелки», которые плодятся в то время с невероятной скоростью.

Сексуальная революция в середине девяностых имела колоритные и масштабные формы. Исчезли худсоветы и цензура, и наши девушки стали голосить про секс и обнажаться в кадре. Наши знаменитости откровенно подражали американским дивам. Ирина Салтыкова – просто калька Памелы Андерсон. Лика МС и певица Саша – копии фееричной в то время Мадонны.

К девяностым давно приклеился эпитет-штамп «лихие». Люди действительно как будто мчались всё время на карусели. Было и очень весело, и очень страшно. Кружилась голова. Это было лучшее время русского «Плейбоя» и лёгкое помешательство всей страны. Такого количества обнажёнки в её истории не было ни до, ни после.

Tagged with: