Перейти к контенту →
PSYCHO-BIDDY

Выжить из ума или что такое «Psycho-biddy»?

Аватор

«Сумасшедшая старуха» – разговорный термин, обозначающий поджанр фильмов ужасов и триллеров, особенностью которых является наличие некогда очаровательной пожилой женщины, ставшей умственно нестабильной и терроризирующей окружающих. Официально жанр появился в 1962 году с выходом фильма «Что случилось с Бэби Джейн» (хотя у нее и было несколько предшественников) и исчез в середине 1970-х годов. Также жанр Psycho-biddy обозначается терминами «Театр ужасов старой дамы» и «старушечьи ужасы». Рената Адлер в своем обзоре на фильм «Годовщина» 1968 года для журнала «The New York Times» отметила, что в жанре есть «Ужасающая пожилая актриса-детоубийца».

Сумасшедшая старуха

Определение, тематика и влияние

Особенностью поджанра является наличие умственно неустойчивой, опасной или сумасшедшей пожилой женщины с очаровательной молодостью, когда она жила относительно богато. В некоторых случаях женщина может быть подсудимой или иметь другую причину, приведшую ее к психическому недугу. Часто (но не всегда) существуют две пожилых женщины, которые противостоят друг другу в смертельной схватке, как правило, являющейся следствием жгучей ненависти, зависти или конкуренции, которые длились не просто годы, а целые десятилетия. Этими соперниками часто являются кровные родственники. Персонаж часто доводит свой вид до гротеска и абсурда, подчеркивая непривлекательный процесс старения и неизбежной смерти. Персонажи часто тоскуют по утраченной молодости и славы, попав в ловушку идеализированных воспоминаний из детства или дней юности, а также – травматических эпизодов прошлого, преследующих их.

Этот поджанр включает элементы многих других жанров, в том числе – готики, театра ужасов, черной комедии, психологической драмы, мелодрамы, фильмов о мести, кэмпа и даже мюзикла. Также частичное влияние оказали научная фантастика и вестерн.

История Psycho-biddy

Жанр появился в 1962 году с выходом ленты Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?». Этот фильм стал толчком для угасающей карьеры Бэтт Дэвис, исполнившей роль Бэби Джейн Хадсон, и Джоан Кроуфорд, сыгравшей роль Бланш Хадсон. Классическая лента Билли Уайлдера «Сансет Бульвар», вышедшая в 1950 году, разделяет некоторые сходные черты жанра с фильм «Что случилось с Бэби Джейн?» (их главные персонажи – психически больные некогда привлекательные старухи), что позволяет рассматривать его в качестве предшественника жанра.

Что случилось с Бэби Джейн?

Фильм о Бэби Джейн установил множество направлений и более-менее определил особенности жанра: театральная постановка, атрибуты роскоши и кино, психологически сложная мелодрама. Джейн во время фильма сходит с ума, пытая сестру-калеку и выплескивая долго сдерживаемую враждебность и вину. В конце ленты, Бланш делает признание, подробно раскрывающее всю сложность происшедшего. Фильм снискал успех, получив номинации на «Оскар», в числе номинантов была и Дэвис.

Позднее Кроуфорд сыграла роль Люси Харбин в фильме режиссера (и продюсера) Уильяма Касла «Смирительная рубашка» 1964 года. Люси, обвиняемая в убийстве мужа и его любовницы, сбегает из психбольницы спустя 20 лет после того, как ее признали невменяемой по отношению к убийства, чтобы воссоединиться с любимой дочерью и друзьями. Когда начинается новая серия убийств, предполагается, что их совершила Люси.

Две актрисы вновь воссоединились в фильме Роберта Олдрича «Тише, тише, милая Шарлотта» 1964 года, развивающем сюжет «Бэби Джейн», несмотря на несколько преувеличенную и раздутую вражду. Но реальная взаимная неприязнь между актрисами привела к тому, что Кроуфорд ушла. Ее заменила Оливия де Хэвилленд, которая знала, как найти общий язык с Дэвис. Также в фильме появились опытные актрисы Агнес Мурхэд и Мэри Астро.

В этом фильме Дэвис не только стала сумасшедшей, но и «официально» близким по духу персонажем, манипулируемым кузиной (дэ Хэвилленд) и ее врачом, являющимся любовником кузины (Джозеф Коттен). В этом фильме персонаж Дэвис снова терзается виной, хотя в этот раз ставки выросли: вместо собственной веры в ответственность за инвалидность она полагает, что сама несет ответственность за убийство любовника. Фильм «Тише, тише, милая Шарлотта» является одним из успешнейших образцов жанра, выделяясь использованием атмосферы Южной Готики.

Юмористический журнал «Mad» в 1966 году посмеялся над жанром, поставив музыкальный сатирический фильм «Руби, руби, милая или что происходит для хорошего вкуса?».

Известные фильмы в жанре Psycho-biddy

Роскошь в сравнении с местью – более заметная тема в фильме «Что случилось с тетушкой Элис?» 1969 года. Клер Мэррабл (Джеральдин Пейдж) – видная в обществе личность однажды оказывается без гроша (очевидно), когда ее муж умирает. После этого она начинает нанимать финансово независимых горничных пожилого возраста, убивает их, забирает сбережения и закапывает тела в саду. Очевидно, тела делают почву более плодородной, и третья горничная исчезает из виду, что кое-кому (Рут Гордон) начинает казаться неправильным. Гордон решается пойти к Пейдж в горничные, чтобы узнать, что произошло с ее подругой, третьей горничной. Фильм имеет определенный культовый статус, и был принят замечательно.

Что случилось с тетушкой Элис

В фильме «Что случилось с Элен?» 1971 года две пожилых женщины, Хелен Хилл (Шелли Уинтерс) и Адель Брукнер (Дебби Рейнольдс), переезжают в Голливуд в лучшие годы карьеры Ширли Темпл. Их сыновья сидят в тюрьме за убийство в подражание Леопольду и Лёбу, а две матери – в бегах от мужей, угрожающих убить их в качестве мести. Хелен, быстро теряющая рассудок и становящаяся религиозной фанатичкой и подавленной лесбиянкой, может быть причастна к убийству мужа много лет назад (что, возможно, привело к криминальному поведению сына). Возрастающая одержимость соседкой по комнате Адель со стороны Хелен, приводит к невероятно жестокой кульминации, которая могла привести к появлению в жанре экскурсов в будущее.

Что случилось с Элен

В работе «Кто прикончил тетушку Ру?» 1971 года есть только одна пожилая женщина – миссис Роузи Форрест, известная как тетушка Ру (Шелли Уинтерс), являющаяся ярким представителем актерского состава. Молодая сирота становится заменой ее давно умершей дочери в поврежденном рассудке женщины. Ру посещает мумифицированные останки в спальне ее дочери. Раскрываются темы глубоко засевшей вины из прошлого и молодости. История является вариацией на тему Гензель и Гретель. Однако, в отличие от ведьмы из сказки, Ру является серьезно больной психически, становясь жертвой для провидцев-шарлатанов и слуг-вымогателей. Она пытается оставить девочку-сироту себе, так как она напоминает ей ее дочь, но она и ее брат сопротивляются, и к концу фильма искусно похищают разнообразную бижутерию женщину. Ру погибает в огне, разожженном детьми во время попытки побега.

Кто прикончил тетушку Ру

Другими образцами жанра являются британский фильм «Няня» 1965 года с Бэтт Дэвис в главной роли вышеупомянутой няни, и фильм «Фанатик» с Таллулой Бэнкхед, выпущенный в США под названием «Умри, дорогая».

Более поздние фильмы типа «Дорогая мамочка» 1981 года и «Реквием по мечте» 2000 года также содержат элементы жанра в их соответствующем изображении пожилых женщин, ставших психически больными.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.